Маркировка обуви
Маркировка обуви примет статус обязательной на территории РФ с 1 июля 2019 года.
В июне 2019 года заканчивается экспериментальный проект по маркировке DataMatrix кодом обувной продукции.
Маркировка представляет собой получение каждой парой обуви идентификатора, необходимого для прослеживания пути от изготовителя до потребителя. Штрих-код способствует проведению контроля за продукцией. При этом клиент покупает действительно качественную обувь. Честный производитель устраняет недобросовестных конкурентов и сохраняет «имя» бренда в чистоте. Государство получает приток средств в виде налогов. Таким образом, за счёт организации контроля внутрироссийского рынка каждая из сторон оказывается в выигрыше.
Закон о маркировке обуви
Методические рекомендации
Порядок действий указан в Инструкции, разработанной Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) и согласованной с Министерством промышленности и торговли.
На изделие, упаковку обуви или этикетку товара технологией термопечати или этикетирования размещают 2d datamatrix код.
- Идентификационный номер продукта GTIN (14 цифровых знаков)
- Неповторимый серийный номер изделия (13 буквенно-цифровых знаков)
- Код ТН ВЭД ЕАЭС (4-символьное числовое обозначение)
- Ключ проверки (4 числовых знака)
- Электронная подпись (88 буквенно-цифровых и специальных символов)
- 2D DataMatrix код (Обязательно)
- QR code (Опционально)
- RFID-метка (Опционально)
- Штриховой код Code 128 в соответствии с ГОСТ/ИСО МЭК 15417-2013
Эксперимент по маркировке обуви
Пилотный запуск масштабного проекта позволит отработать порядок действий между участниками рынка обуви: производителями, дистрибьютерами, оптовыми и розничными реализаторами, покупателями. В ходе годовой «откатки» составленного алгоритма удастся вывести конкретную схему взаимодействия, которая покажет практическую выгоду от использования.
Закон о маркировке обуви поможет в устранении теневых компаний, товаров плохого качества, подделок известных брендов.
Участники эксперимента
В первую очередь система маркировки предназначается для производителей обуви из РФ. Затем её освоят партнёры и дистрибьютеры, специализирующиеся на оптовых закупках товаров. Следующим этапом присоединяются розничные магазины, последними входят в систему зарубежные поставщики.
К завершению экспериментального периода будет определена фактическая стоимость 2D-кода, а также внесут поправки в разработанную схему, если определённые этапы докажут свою неэффективность.
Как принять участие в эксперименте
- Зарегистрироваться в системе ИС МП;
- От ЦРПТ получить сервер-регистратор эмиссии и выполнить с их помощью установку станции управления заказами;
- Приобрести 2D-сканер и принтер для этикеток, используемые в процессе нанесения и считывания имеющейся информации;
- Обратиться к оператору фискальных данных для заключения договора об официальной маркировке продукции.
- Созданная на принтере-аппликаторе наклейка приклеивается к каждой упаковочной коробке с обувью, данные сканером вносятся в базу с ассортиментом – и продукция готова к реализации. О маркировке остатков обуви будет упомянуто ниже.
Ресурсная база
Каждая созданная пара обуви имеет свой неповторимый идентификатор. Перемещаясь по пути от изготовителя к конечному клиенту, она проходит цепочку поставок: каждое действие появляется в системе маркировки, отслеживая все этапы перемещения товара. Как только продукция продана, её идентификатор убирается из учёта. Замкнутый цикл исключает появление в рознично-оптовой сети «левого» аналога.
Чтобы цепочка взаимодействовала правильно, необходимо использование оборудования, активированного в общей системе.
- Регистратор эмиссии
- Принтер для печати этикеток обуви
- Сервер для размещения специального программного обеспечения (СУЗ)
- Онлайн касса, настроенная на работу со специализированным ПО
- Терминал сбора данных
Обязательная маркировка обуви импортной
Зарубежные поставки товара
Огромное внимание привлечено к зарубежным поставкам товаров. Обувной рынок занимает 3-е место по объёмам реализации, уступая лидирующие позиции продуктам питания и одежде.
- Российский ритейлер заказывает у них определённое количество товара, который должен иметь регистрацию в Национальном каталоге.
- Приобретает устройство для печати индивидуальных наклеек и отправляет их электронный вариант производителю, который обязуется распечатать и зафиксировать наклейки на ярлыках (коробках с продукцией).
- Таможенная служба идентифицирует грузы и пропускает их для реализации на территории РФ.
- Российскому бизнесмену также потребует приобрести онлайн-кассу со сканером, чтобы официально проводить процесс реализации обуви.
Российская обувная продукция
- Зарегистрироваться в информационной системе маркировки и отслеживания (ИС МП).
- Приобрести регистратор эмиссии (РЭ) – сервер со статичным IP-адресом, настроенный специалистами ЦРПТ.
- Настроить и установить специализированное программное обеспечение на серверном оборудовании согласно требованиям, в рекомендациях ЦРПТ.
- ознакомиться с нововведениями;
- получить индивидуальные идентификаторы товаров;
- создать техническое обеспечение в местах торговли.
- изделия из кожи, замши, искусственных материалов, текстиля, синтетики и их сочетания в одной паре;
- сапоги и ботинки для военных.
Регистрация в системе маркировки и отслеживания, индивидуальное подключение регистратора эмиссии к серверу, настройка программного обеспечения позволят в полной мере подключить и изучить систему на практике в течение пробного периода.
Генерация идентификационных значений будет происходить на платной основе. Информация о каждой создаваемой паре обуви будет поступать в единую систему после её изготовления. Отдельным этапом будет фиксирование её при поступлении на реализацию. При конечной продаже штрих-код изымается из информационного оборота.
Маркировка остатков обуви
Остатки также подлежат маркированию, чтобы не попасть под категорию контрафакта. В настоящее время дорабатывается инструкция по их легализации и вводе в общую систему учёта. Информация будет обнародована в ближайшее время.
Штрафные санкции
Обязательная маркировка обуви с 2019 года регулируется штрафными санкциями за ее несоблюдение согласно ст. 15.12 КоАП РФ.
- Изготовление изделий без маркировки ЦРПТ
- Закупка товара без кода datamatrix
- Хранение не маркированной обуви
- Транспортировка продукции без штрих-кода
- ИП предусмотрен штраф от 5 до 10 тыс. руб.
- Юридические лица от 50 до 100 тыс. руб.
- ИП штраф составит от 5 до 10 тыс. руб.
- Юридические лица от 50 до 300 тыс. руб.
- Физические лица от 2 до 4 тыс. руб.
Популярные вопросы и ответы
От 1 секунды до 15 минут в период пиковой нагрузки.
Перемещение обуви по территории России разрешается только с маркировкой. Поэтому для реализации в Казахстане и Белоруссии цифровой код datamatrix обязателен при условии ее перемещения по территории РФ. Для продажи в самих странах этого не требуется, т.к. система распространяется только на территорию Российской Федерации. При пересечении границы вам потребуется вывести товар из оборота как экспортируемое изделие. Такой порядок будет действовать до тех пор, пока система не запустится в рамках ЕАС.
Окончательное решение еще не принято. Большинство участников товарооборота не хотят маркировать такую обувь. Т.к. это оборот товара приобретенного для личных целей.